Товарный знак (логотип) должен соответствовать всем требованиям, которые установлены законом для индивидуальных товарных знаков, но кроме этого, его юридическая сторона имеет ряд особенностей. Сам коллективный знак и право его использования является неотчуждаемым, а, следовательно, не может передаваться другому лицу. Более того, принадлежать он может только, например, союзу или ассоциации, то есть, только добровольному объединению предприятий, которое к тому же не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность. Если такая деятельность имеет место, то объединение должно быть преобразовано в товарищество (общество), а коллективный знак - аннулирован.
Использовать коллективный товарный знак могут все предприятия-участники объединения, что не мешает иметь им индивидуальный товарный знак. Оба знака могут быть использованы как по отдельности, так и вместе.
Правила пользования коллективным товарным знаком закрепляются в его уставе, утвержденном конкретным объединением. Данный устав в обязательном порядке включает в себя перечень предприятий, имеющих право на использование этого товарного знака, перечень товаров, на которых можно ставить этот коллективный знак, и условия использования участниками коллективного товарного знака.
Не следует путать коллективный товарный знак и товарный знак, находящийся в совместном использовании нескольких юридических лиц. В России совладение товарным знаком запрещено, его регистрация производится только на одно лицо. При этом Россия является участницей Конвенции по охране промышленной собственности, принятой в 1883 году, в которой разрешается совладение товарным знаком. В связи с этим, российское патентное ведомство принимает к регистрации товарные знаки, которыми владеют несколько лиц, но только если заявление поступает от иностранных лиц.
|